НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВ
Null Gallery
Художник
Преподаватель
Куратор
Контакты
Найденные
ландшафты
Инсталляция
Впервые выставлена в галерее Х.Л.А.М. на выставке «Формы разума» в 2010 году
Инсталляция Николая Алексеева «Найденные ландшафты» состоит из трехчастной живописи и восьми скульптур. На холстах некая схема классического пейзажа, линия горизонта — тестовая полоса сольвентного широкоформатного принтера, которая всегда находится за полями печатной площади.

Скульптуры — гипсовые отливки в упаковки из пенопласта от телевизоров, стиральных машин, электробритв и автомобильных колонок.
Найденные ландшафты
холст, печать, сольвент, гипс, найденный упаковочный пенопласт;
300×100×35 см., 2010
Работа экспонировалась на выставке финалистов Премии Кандинского в Центральном Доме Художника (Москва), Биеннале молодого искусства в Московском Музее Современного Искусства и галерее Х.Л.А.М. (Воронеж).
Найденные ландшафты

холст, печать, сольвент, гипс, найденный упаковочный пенопласт;

300х100х35 см., 2010
На предаукционной выставке «Герои нашего времени» (аукцион Vladey) в ММСИ.
Стас Шурипа о работе
Николая Алексеева
«Найденные ландшафты»
Премия Кандинского
Монастырский, Братков и другие
о молодых номинантах
Афиша Daily
Художник делает вещью саму пустоту: мы ее обычно не замечаем, а тут у нее появляется масса, объем. Эти объемы таковы, потому что этого требует логистика, способы транспортировки техники. Пространства внутренних боксов, контейнеров, упаковок на самом деле являются метафорой коммуникации. Ведь транспортировка — это та же самая коммуникация, только с помощью вещей. И эта работа является комментари­ем к современной коммуникации.
В том, что нам кажется бессмысленным, не имеющим значения, вдруг обнаруживаются параллели с архитектурой, с авангардом.
И дополняющие объекты холсты с тестовыми полосками от принтеров продолжают ряды машинных форм, которые, с одной стороны, бессмысленны, а с другой — это и есть сами акты коммуникации, как, например, улыб­ка. Мы выдаем их механически, как принтеры, но без них коммуникация невозможна. Меня привлекает тонкость этого формального решения. У этого художника не так еще много работ, но вот эта — яркий пример его метода: тут происходит бессловесный поиск, открывающий поэзию немых форм, в которых вместе с тем всегда есть социальная значимость».
«Эти объекты — образцовый случай, когда простое
и элегантное формальное решение соединяется с глубоким общественно значимым содержанием.
Из каталога выставки
«Герои нашего времени»
Датированный 2010 годом проект «Найденные ландшафты» — первая большая работа художника с использованием найденных форм в скульптуре.
Он неоднократно выставлялся: в воронежской галерее Х.Л.А.М., на выставке финалистов премии Кандинского 2011 года в ЦДХ и в Московском музее современного искусства на выставке «Неокончательный анализ»
III биеннале молодого искусства в 2012 году.

Описание произведения нарочито прозаическое и звучит следующим образом: «Инсталляция „Найденные ландшафты“ состоит из трехчастной живописи и восьми скульптур. На холстах некая схема классического пейзажа, линия горизонта — тестовая полоса сольвентного широкоформатного принтера, которая всегда находится за полями печатной площади. Скульптуры — гипсовые отливки в упаковки из пенопласта от телевизоров, стиральных машин, электробритв и автомобильных колонок».

Гипсом заполняются пустоты упаковочного пенопласта. Возникает след предмета, по которому практически невозможно восстановить его вид и очертания, на его месте возникает монументализированная абстрактная форма, напоминающая современному человеку макеты зданий, вроде Башни Эйнштейна Эриха Мендельсона или музея Гуггенхайма Фрэнка Ллойда Райта.
Перед зрителем открывается модернистский ландшафт:
гипсовые отливки приобретают ощутимые архитектурные свойства, а ярко колоризованная линия горизонта напоминает северное сияние и превращает все в несбыточный мираж. Художник как бы фиксирует непреодолимую дистанцию между индивидуальным порывом авангардного формотворчества и максимально отчужденным и случайным результатом массового производства.

Отчуждение предмета удваивается через снятие гипсовой формы с пустоты, хранящей форму того или иного предмета массового потребления, и становится критическим высказыванием о капиталистической системе производства. Антибуржуазный пафос, свойственный всему искусству авангарда, — важный предмет художественной рефлексии для «новых скучных». Алексеев и авторы его круга придают большое значение социальному измерению своего искусства, но интонация отдельного
произведения далека от революционной, она может быть тихой и почти неразличимой. В этом ярко проявляется сугубо «книжная» природа всего постконцептуального искусства и творческих опытов молодых воронежских художников. Еще одна ассоциация, вызываемая примененной Алексеевым техникой отливок, — способ воссоздания форм человеческих тел при раскопках в Помпеях: в эпоху глобальной коммуникации и интернета «Новая археология» создается тотчас же. В проекте 2012 года Regnum гипсовые отливки пенопластовых упаковок выстраиваются в большие ассоциативные ряды, включающие архитектуру, живую природу, образы мировой истории и массовой культуры. По высказыванию Валентина Дьяконова, «процесс отливки завершится только тогда, когда на рынок выйдут последний телевизор, стиральная машина или планшет».
«Герои нашего времени» Московский музей современного искусства, Москва, 2019.
3-я Московская биеннале современного искусства. Стратегический проект Биеннале. «Неокончательный анализ». Московский музей современного искусства, Москва, 2012.
«Формы разума». Галерея Х. Л. А. М., Воронеж, 2011.
Выставка работ номинантов Премии Кандинского 2011. Центральный Дом Художника, Москва, 2011.

«Герои нашего времени». Каталог. М., 2019. С. 67
«Под солнцем из мишуры». III Московская международная биеннале молодого искусства. Каталог. М., 2012. С. 212.
«16 совершенно новых художников, которых нужно знать». Артхроника №3, 2012. С. 57
«Тройки лидеров подбираются к Кандинскому». Анна Толстова, Коммерсант, 2011
«Кто получит премию Кандинского?». Артхроника №10. М., 2011. С. 24
Премия Кандинского. Выставка номинантов. Каталог. М., 2011. С. 92-93.
Выставки

Публикации

Мастерская Николая Алексеева

info@marginalnotes.ru
Все фотографии принадлежат автору
Дизайн: Мастерская Николая Алексеева
© 2024