Regnum

Выставка
Галерея 21, Москва, 2012

Regnum (фрагмент инсталляции) гипс, мебель, 2012
Объекты, представленные на выставке — это геометрические тела — гипсовые отливки пустот в найденном упаковочном пенопласте, в котором обычно перевозят электронику. Слепки негативного пространства упаковок, контейнеров. Собранные вместе, они обнаруживают параллели с архитектурой, авангардом, природой, визуальной историей. Изучая, раскладывая по полочкам эти параллели, обнаруживается царство немых форм, которое живет по своим законам. Ни этот мир, ни, тем более, его свойства, иерархии, виды еще не описаны, поэтому исследователю предоставляется пленительная возможность оказаться одновременно птицей и Жаном Франсуа Шампольоном, смотрящим на египетский ребус из-под облаков.
Царство, область, сфера, мир, состоящий из повторяющихся жестов, сообщений, логистических схем, не оставляет после себя прямых свидетельств своего существования. Только следы, намеки, пространства. Чтобы узнать этот мир — необходимо описать его, составить список, провести инвентаризацию. Для этого нужно, чтобы следы стали видимы, а пространства осязаемы. Функции, пути, встречи, ситуации обретают форму, а значит должны быть упорядочены, учтены и подсчитаны. Это заведомо непосильная задача — формы бесконечно множатся, мутируют, ускользают из каталога, оставляя его незаконченным, неполным, открытым, вечно подразумевающим в конце «to be continued…».
Николай Алексеев Regnum, инсталляция

Экспозиция

Николай Алексеев Regnum, инсталяция
Николай Алексеев Regnum, инсталляция
Николай Алексеев Regnum, инсталляция
Николай Алексеев Regnum, инсталляция
Николай Алексеев Regnum, инсталяция
Николай Алексеев Regnum, инсталляция
Николай Алексеев Regnum, инсталляция
Николай Алексеев Regnum, инсталляция
Николай Алексеев Regnum, инсталяция
Николай Алексеев Regnum, инсталляция
Николай Алексеев Regnum, инсталляция
Николай Алексеев Regnum, инсталяция
Николай Алексеев Regnum, инсталляция
Николай Алексеев Regnum, инсталляция
Николай Алексеев Regnum, инсталляция

Илья Долгов о выставке Николая Алексеева «Regnum»

Единичная матрица и её многочисленные отпрыски-оттиски: это способ получения и скульптур, и промышленных изделий. В объектах Алексеева есть и то и другое. Отливая гипс в пенопласт, упаковывающий бытовую технику, он получает слепки — слепки пустот, переносящих в себе вещи и являющиеся обобщенно-смазанным обликом, идеей этих вещей. Комбинирование форм для отливок, выстраивание гипсовых объектов в паутины подобий и мутаций дает гипнотизирующий и головокружительный эффект: взгляд, только-только уловив отдельные образы, вновь дезориентируется игрой кокетливых геометрий, одновременно схожих и несхожих.

Найденные художником изображения (открытки, рисунки, архитектурные фото, репродукции картин и т. д.) наглядно показывают историю этого великого переселения. Прямые или еле уловимые, иронические или внушающие трепет переклички форм, структур, сюжетов, визуальных принципов между архитектурой, организмами, машинами, человеческими скоплениями, научными концептами устраивают эстафету, в которой передается каждый раз новый стяг каждый раз случайному бегуну. Тонкая грань отделяет эти кружевные переклички от пантеистического «всё во всём», но именно эта тонкая грань создает напряжение и сюжет выставки.

Подчиняясь азарту археолога-мистика, принимающего пирамиды за свидетельство единого (и таинственного) происхождения цивилизации, Николай Алексеев решает средневековый спор о том, реальны идеи или же они только плод нашего ума, в пользу обеих сторон. Результат — образ мира, который сам в себе (самим собою) игриво создает бесконечные различия и пафос человеческого разума, снова и снова за этими различиями обнаруживающем Царство.
«Как на небесах, так и на земле, на морях и во всех безднах». Так старый мир скреплял своё единообразие. Regnum — это неотъемлемое, врожденное право на царствование. Это и биологическое царство животных или растений, объединяемых не монархом, но естественными сходством. Отталкиваясь от двух причин для равенства вещей: метафизического властелина над ними и прямого родства между ними, Николай Алексеев ищет третий род единообразия всего со всем.

Платоновские идеи, идеальные сами по себе, производили свои несовершенные копии — наш мир материй и душ. Буквально понимаемое существование идей — еще один гарант общности вещей. Именно их ищет художник — но уже не в идеальном, а в самой гуще посюсторонней жизни.

Каталог

Cтал библиографической редкостью.
Но можно скачать [ pdf ]
Каталог выставки Николая Алексеева Regnum

Коллекции

Публикации

Работы участвовали в выставках

Лекция Валентина Дьяконова «Новые скучные» в Музее «Гараж», в лекции упоминается выставка Regnum. Но даже и без этого рекомендую посмотреть лекцию.
Интервью для выставки «Сопромат». DVD приложение к каталогу.
Московский Музей современного искусства, Москва
Детектив. Каталог. М., 2018. С. 212.
Премия Кандинского. Каталог. М., 2013. С. 92-93
Сопромат. Каталог. М., 2012. С. 67
Regnum. Каталог. М., 2012
Вещи и видения, ММСИ, Москва, 2024
Детектив, ММСИ, Москва, 2018
Премия Кандинского 2013, кинотеатр «Ударник», Москва, 2013
Сопромат, Artplay, Москва, 2012
Regnum, Галерея 21, Москва, 2012
Store
Работы
Кураторские проекты
Школа для художников и кураторов
Дизайн: Мастерская Николая Алексеева, 2024
Вы можете поддержать
наши образовательные проекты
[на Boosty]
Контакты: